+7 (499) 246-81-75
Касса театра закрыта с 13 июля по 12 августа. С 13 августа по 1 сентября касса будет работать ежедневно с 11-00 до 18-00 без перерыва

Берендеева сторона. "Театральный мир", Оксана Григоренко

Берендеева сторона
Владеющий чарами песен
Душою владеет любой
Г. Ибсен


На невесомом прозрачном экране возникает черно-белый мультфильм: мелькают черточки, палочки, человечки, снег, санки, бескрайние поля. Так начинается спектакль Театра Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой «Сторона» (режиссер Александр Марченко). Бесхитростные, почти детские рисунки как будто сходят на сцену и повторяются в сценографии и декорациях. На сцене зыбкий условный лес, прозрачные стволы из полосок струящейся ткани (сценография Нины Климовской). Серебристые ветки, темные тени. Пастораль — так определили этот жанр создатели спектакля. Но не будет здесь изумрудного лужка, кудрявых овечек и резвых козочек, белокурых буклей и сентиментальных куплетов.

Вместе с Пастушкой Таней (Татьяна Пыхонина) и ее спутниками Конем и Лосем попадаем мы в суровый славянский лес, в Берендеево царство, мрачноватое, трагическое, порой ироничное, порой философски отстраненное. Главный персонаж этой пасторали — одинокая женская душа, лесная дева, которая ищет своего суженого и пойдет за ним хоть в омут. Без слез и жалоб тащит она свой крест: огромную игрушечную лошадку с чугунной загогулиной вместо головы. Появляется, откуда ни возьмись, огромный клубок, и пускаемся мы вместе с Таней в это захватывающее путешествие.

Из нарисованного мира, из черно-белого видеоряда возникает протяжная песня о несчастной любви, «жестокий романс» с душераздирающим сюжетом: подлец соблазнил девушку и бросил, а она родила тайный плод любви, тосковала и знала тяготы, а потом пошла искать своего неверного мужа, научилась пить и браниться, ребенок скончался, а подлец сделал вид, что не знает ее, и тогда ткнула она его ножом в грудь, отомстив за все свои страдания.

Музыкальная канва спектакля — русские фольклорные лирические и обрядовые песни, о несчастной любви, одиночестве, гибели или неверности возлюбленного. В спектакле довольно неожиданным образом соседствуют они с персонажами из самых разных эпох. Спутники Пастушки — Конь (Евгений Алтудин) и Лось (Александр Марченко), древние славянские тотемы — одеты угрюмыми брейгелевскими крестьянами.

Ироничная немая фильма с кокетливой девицей и бодрым таперским фоном продолжается грустной песней о мрачном вороне, а та, в свою очередь, перетекает в монолог Офелии. Простодушное письмо пушкинской Татьяны, проецируемое на экран, разрывается на кусочки мультяшными дирижабликами и паровозиками (анимация Юлии Михеевой и Степана Поливанова), а народный сказ чередуется с современными стихами Ольги Седаковой. Создателям спектакля интересна глубинная связь самых разных поэтических образов, поиск музыкальных рифм в далеких друг другу эпохах.

Безусловно, такое соседство стилей и жанров — всегда богатый источник параллелей. Но приятный слуху и глазу букет из Шекспира, Люмьеров, Брейгеля, городского романса, заразительных еврейских напевов — порой немного эклектичен. Да и главная мысль, что любовь, верность и страдание женской души — вне времени и пространства — сама по себе, конечно, не нова. Однако музыкальный материал, профессионализм певческий и инструментальный захватывает настолько, что забываешь об иных слабостях и просто наслаждаешься этой музыкальной игрой, в которой архетипическое легко превращается в ультрамодное, сентиментальное — в отстраненное.

Таня плавно скользит по сцене. Белое платье сменилось черным. Голос ее, чистый и бестрепетный, как у русалки, уверенно ведет мелодию. Душераздирающие страсти остаются только в тексте, не позволяя голосу малейшего утрирования. Эта дистанция выводит на первый план красоту самой песни. Аккомпанемент гитары и аккордеона звучит удивительно современно, безо всякого налета псевдонародности, переходя в джаз, соло рок-гитары, в баховскую полифонию — и так гармонично сплетается с народными напевами, обнажает их бездонную музыкальность, что эта неожиданная рифма вызывает чистейшее радостное удивление.

Для прощальной песни Пастушка Таня облачается в красное, жертвенное. Навсегда прощается она с любимым, который утонет в предстоящем плавании. Он уйдет героем, а ей останется горевать по своей доле и раствориться в лесной чаще.
Но долго еще будет звучать в памяти чудесный голос, завораживающие песни, потрясающее инструментальное сопровождение, и захочется еще раз испытать ощущение радостного полета от встречи с настоящей Музыкой и Поэзией этого театра.

Театральный мир
Оксана Григоренко, 13.04.2012

Другие