+7 (499) 246-81-75
Касса театра закрыта с 13 июля по 12 августа. С 13 августа по 1 сентября касса будет работать ежедневно с 11-00 до 18-00 без перерыва

Хранитель древности

Олег Кудряшов поставил «Антигону» Софокла в Театре музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой

Елена Камбурова решилась на отважный поступок — вышла на сцену как драматическая актриса. Это ведь там, в жанре музыкального монолога (песни, баллады и т. п.), она уверенный в себе мастер, таланта и умения которого никто не оспорит, а в актерском деле Камбурова дебютантка, ее робость и трепет в софокловской «Антигоне» весьма ощутимы. Самое интересное, что спектакль от этого только выиграл. Все то, что естественно, природно и подлинно, ему на пользу. Признаюсь, давно не приходилось видеть на нашей сцене древнегреческую трагедию, которая бы так задевала. Вот, говорят, катарсис — обязательная принадлежность античных сочинений, но это ведь чаще всего просто красивое слово. А тут, ей-богу, в какой-то момент его и переживаешь. Как будто из глубины твоей души достают что-то такое давно забытое, глубоко спрятанное, и ты поражаешься — вот оно, бывает. Камбурова играет здесь все роли сразу, и Антигону, и Исмену, и Креонта, и старца Тиресия, это, конечно, абсолютная условность, которая трагедии Софокла вполне к лицу. Но в какой-то момент, когда события становятся совсем уж непереносимыми, на ее лице оказывается маска, и каким-то совершенно невероятным голосом, идущим будто из-под земли, она произносит монолог на древнегреческом. Звучит словно песня, а действует сильнейшим образом.

И тут самое время сказать о режиссере. Потому что именно он здесь главное действующее лицо. Работа Олега Кудряшова в «Антигоне» почти безупречна. Почти — это потому, что, мне кажется, он был слишком почтителен к своей актрисе. С Камбуровой полезно было бы поработать жестко, отобрать жесты, уточнить интонации, не допускать в них бытовизмов, то есть всего того, за что она в волнении и страхе хваталась как за привычную опору. Но во всем остальном Кудряшов проявил безупречный вкус и высокий профессионализм. Его «Антигона», кстати, не моноспектакль, и партнер Камбуровой, молодой актер Мохамед Абдель Фаттах (полуегиптянин, полурусский) играет здесь отлично. Кудряшов использовал в своей работе все — и то, что актеры разных поколений (два взгляда на текст и на события, две манеры исполнения), и греческие корни Камбуровой, и египетские — Фаттаха. А вот теперь скажите мне: многие ли знают, кто таков Олег Кудряшов? То-то и оно. Очень уж скромно он держится в наше бурное, падкое на эффекты время, неправильно как-то держится.

Формально Олег Кудряшов — педагог. Ведет в РАТИ курс на отделении музыкального театра, уже упомянутый Фаттах — его ученик, и Владимир Панков, уже известный в Москве режиссер, только что поставивший «Переход», тоже его ученик. А это значит, что Кудряшов еще и педагог хороший. Но время от времени он, к счастью, ставит спектакли. Поставленный им когда-то давным-давно мюзикл «Клоп» (на слова Юлия Кима и музыку Владимира Дашкевича) помнят многие, а вот полуфранцузскую (совместная работа) «Полин. .. Полин», похоже, помню я одна. Уж лет десять прошло, а этот чистый, элегантно и сердечно исполненный спектакль забыть не могу. Сейчас многие театры режиссеров хороших ищут, найти не могут, а Кудряшов не слишком-то востребован. Похоже, как раз потому, что эффектные жесты ему не удаются.

Марина Зайонц,
«Итоги»
10.05.2006

Другие