+7 (499) 246-81-75
С 16 июля по 3 сентября Касса театра закрыта. Билеты на спектакли сентябрьского репертуара можно приобрести на нашем сайте.

Композитор Владимир Дашкевич объявил великое культурное сопротивление

Композитор Дашкевич объявил великое культурное сопротивление
Юбилей великого композитора отметили в консерватории

В Большом зале консерватории состоялся авторский концерт композитора Владимира Дашкевича, отмечающего свое 85-летие. В программе, названной «Бог помочь вам, друзья мои», выдающийся маэстро представил публике мировые премьеры двух симфоний — Чеховской и Пушкинской. А также пригласил на сцену двух своих друзей, с которыми сотрудничал всю жизнь: Елену Камбурову и Юлия Кима. Оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки показал высочайший исполнительский уровень. А начал композитор с программного заявления: на смену эпохе культурного одичания, в которой мы, увы, существуем сегодня, должна прийти эпоха великого культурного сопротивления.
Большой зал консерватории был переполнен. Лишние билеты спрашивали у входа. Владимир Дашкевич — не раритет из прошлого века, а активно работающий, востребованный в кино и театре современный композитор. Буквально только что в Москве вышли два спектакля с его музыкой — в театре «Модерн» у Юрия Грымова и в «Эрмитаже» у Михаила Левитина.
Поддержать коллегу пришли многие известные деятели культуры: режиссеры Михаил Левитин и Вадим Абдрашитов, композиторы Александр Журбин, Алексей Шелыгин, Игорь Зубков, Андрей Семенов, первый альт «Виртуозов Москвы» Светлана Степченко. Интересно, что кое-кто привел детей и внуков. И это было абсолютно правильно: Дашкевич в свои 85 лет сегодня не ностальгирует по прошлому, а прокладывает дорогу в будущее.
Впрочем, конечно, без классики не обошлось. Концерт начался с сюиты из фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», первая серия которого вышла на экраны ровно 40 лет назад. Вот написал бы Дашкевич только эту «английскую» тему — и уже вошел бы навсегда в историю музыки. Но он этим не ограничился: «Слуга», «Собачье сердце», «Зимняя вишня», «Плюмбум», «Роковые яйца», «Афганский синдром», «Ворошиловский стрелок», «Три сестры»… — можно бесконечно перечислять фильмы, которые немыслимы без его музыки.
Чеховская симфония… В ней Дашкевич воплотил принцип нового симфонического мышления, который автор, не только композитор, но и философ, называет «открытым симфонизмом». Открытым — всему, что современный композитор слышал, изучал, анализировал, воспринимал и продолжает воспринимать в современном мире. Только музыка способна, по мнению Дашкевича, противостоять мировому злу, которое программирует человеческий мозг. Парадокс: человек сам себя обрекает на уничтожение, создавая новые виды оружия и изощренные методы массового поражения человечества. Но есть и другая программа — программа выживания человека как вида. И это — музыка. Но не всякая, а лишь та, которая способна преодолеть диссонанс. Открытый симфонизм, по версии композитора-мыслителя, сформировавшийся в недрах киномузыки и на сегодняшний день вырвавшийся в самостоятельное плавание, в силах выполнить эту миссию.
Все это могло бы быть теоретическими измышлениями, если бы маэстро не подкрепил теорию практикой. Четырехчастная Чеховская симфония — интереснейшее сочинение, которое, как и Пушкинскую, еще нужно будет проанализировать с партитурой в руках. А пока по первому впечатлению — удивительная по красоте, ясности и театральности образов прекрасная музыка. Опора на бытовые жанры, на узнаваемые звуковые коды: вальс, галоп, марш — все то, что традиционно присутствует в классических постановках пьес Чехова. И есть тот самый диссонанс, требующий непременного преодоления. Он возникает в кульминационных моментах, где мелодии, которыми насыщены сочинения Дашкевича, получают развитие, драматизируются, деформируются, вступают во взаимодействие, как события или персонажи в пьесе. Но всегда остаются узнаваемыми — и это важнейший аспект композиторской технологии Дашкевича. Финал симфонии, написанный для меццо-сопрано и оркестра, построен на тексте монолога Сони из «Дяди Вани»: «Что же делать, надо жить…» А потом там есть еще слова, которые знает каждый культурный русский человек и от которых наворачиваются слезы: «Мы отдохнем, мы увидим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Я верую… верую…»
Сочинить музыку на этот текст тем более не просто, что это уже было гениально сделано более 100 лет назад Сергеем Рахманиновым. Но Дашкевич создал свою тему — совершенно иную, в другом образном ключе. У Рахманинова — уход в декадансный мрак, погружение в смерть. У Дашкевича — воспарение к свету, полет в вечную жизнь.
Партию меццо исполнила молодая певица Василиса Бержанская, солистка берлинской Дойче Оперы, поющая преимущественно репертуар бельканто. Это был смелый эксперимент для певицы, которая вошла в проект буквально за несколько дней до концерта. Великолепный голос и проникновенность, кантилена и пассионарность — все это слилось в прекрасном исполнении Василисы Бержанской, создавшей глубокий музыкально-сценический образ, основанный на совершенно необычной для академического вокала интонационности.

Второе отделение началось с замечательной Елены Камбуровой, которую зал приветствовал овациями. Затем за рояль сел сам маэстро и вместе с Юлием Кимом исполнил песни из культового фильма «Бумбараш». Что также было принято публикой с огромным энтузиазмом.

Завершила программу концерта Пушкинская симфония. В ней композитор использовал темы из своих старых сочинений, которые превратил в полноценные симфонические полотна. Первая часть, как и в Чеховской симфонии, оказалась вальсом — но совершенно иным по характеру, по стилю. Это был настоящий пушкинский вальс, который займет почетное место в ряду самых знаменитых русских вальсов — Прокофьева, Хачатуряна, Свиридова. Тему сказочной второй части Дашкевич остроумно заимствовал из своей музыки к передаче «Приходи, сказка». А аллегретто третьей части построено на одной из самых сильных мелодий Дашкевича — «Не покидай меня, весна».

В финале прозвучал выстрел. Из настоящего пистолета, который взмыл над оркестром в вытянутой руке одного из музыкантов. А затем на сцену снова вышел солист: Юлий Ким. Именно ему выпала роль озвучить бессмертную фразу Пушкина «Бог помочь вам, друзья мои», которая стала музыкальной темой финала и дала название всей программе концерта. И не только концерта. Это прекрасное послание, которое замечательный музыкант, философ, мыслитель, гуманист Владимир Дашкевич направляет людям.


Екатерина Кретова


Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28070 от 9 сентября 2019
https://www.mk.ru/culture/2019/09/08/kompozitor-dashkevich-obyavil-velikoe-kulturnoe-soprotivlenie.html?fbclid=IwAR3ZWVPgB9bt2sBJ7fsdqu5ci370qnntv3dwP-YXkqHoKZa-W87nkBuFggs

Другие