+7 (499) 246-81-75
Касса театра работает ежедневно с 12-00 до 19-00 на возврат билетов и на продажу билетов через онлайн-сервисы. Продажа билетов за наличные не осуществляется.

Маленький принц

Мальчишки и девчонки, а также их родители, весёлые истории увидеть не хотите ли…" — едва заслышав эту задорную песенку, вот уже не одно поколение детей сбегается к экрану телевизора. Но, к сожалению, далеко не все дети и их родители знают и помнят, кто исполняет заглавную композицию «Ералаша». И чьим голосом поёт Сыроежкин в «Приключениях Электроника» или витающая в облаках героиня Елены Соловей из фильма «Раба любви». Имя этой замечательной певицы широчайшего творческого диапазона — Елена Камбурова.
Ей посвящали свои стихи Вознесенский и Евтушенко. Её талантом восхищались Цецилия Мансурова, Ролан Быков, Леонид Енгибаров. Её считала своей верной подругой такая своеобразная женщина, как Фаина Раневская. Ей устраивали разносы с высоких трибун, а позже обвиняли в угодничестве властям. Совестливая и по-детски ранимая, она остро, даже болезненно воспринимала любую фальшь, любую несправедливость, любое проявление хамства и цинизма.
Дочь обрусевших греков, Елена Антоновна Камбурова родилась 11 июля 1940 года в сибирском Новокузнецке, но сразу после войны Камбуровы перебрались на Украину — отец получил должность главного инженера на одном из заводов. В юности Лена собиралась стать поэтессой, драматической актрисой, укротительницей тигров и даже дизайнером обуви, пробовала учиться в разных вузах (в итоге закончила ГИТИС), а вокалом начала заниматься уже в зрелом возрасте, да и то по совету институтских педагогов.
Бурные 60-е, «оттепель», эпоха романтизма и надежд на светлое будущее, аншлаги на концертах молодых поэтов и каэспэшников… Камбурова уже выступала со своей первой программой, составленной из нескольких песен на стихи Новеллы Матвеевой, когда судьба свела её с Булатом Окуджавой. Он не только доверил ей исполнять свои песни, но и научил бестембровому пению — заложенные в песне чувства и эмоции передаются не вытягиванием нот, а с помощью интонации и грамотного использования неровностей и шероховатостей, свойственных живой речи.
Так родился неповторимый камбуровский стиль — сплав эстрады и бардовской песни. Даже в идеологически выверенных и выхолощенных текстах Камбурова находила целую гамму человеческих страстей и каждую песню насыщала драматизмом, пропуская её через своё сердце. «Гренаду» она пела так, будто сама шла во главе свободолюбивых повстанцев, а незатейливая походная песня «Товарищ» («А хлеба горбушку, и ту пополам…») в её устах звучала как величественный гимн дружбе и взаимовыручке. А ещё в любую, даже самую жизнерадостную песню она обязательно привносила лёгкую, подчас неуловимую грустинку. В 70-е Камбурову стали охотно приглашать в кино. Голос Елены Антоновны звучит более чем в ста художественных фильмах и мультфильмах. Камбурова сотрудничала со многими авторами, но особенно плодотворными были ее совместные работы с композитором Микаэлом Таривердиевым, а необычайно трогательная и лиричная песня «Маленький принц» на долгие годы стала визитной карточкой певицы.
Но творческий роман с Таривердиевым продлился недолго. Камбурова уже начала разучивать таривердиевские песни к будущему фильму «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», как вдруг маэстро, который ради воплощения своего авторского замысла мог переступить через любые нравственные барьеры, попросил её… помочь найти какую-нибудь молодую певицу с похожим голосом, чтобы та заняла её место. Камбурова тотчас же разорвала с Таривердиевым все отношения, а песни для фильма в итоге записала тогда ещё начинающая Алла Пугачёва.
И без Таривердиева работы в кино хватало, но Камбурова решила не ограничиваться эстрадой. Не реализованная в полной мере мечта о театральных подмостках требовала освоения всё новых и новых жанров, где она могла бы вживаться в самые разные образы. Будучи страстной поклонницей поэзии, она подготовила ряд программ, в которых исполняла переложенные на музыку стихи русских и советских поэтов — Пушкина, Блока, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Пастернака, Ахмадуллиной, Вознесенского. И, конечно, продолжала сотрудничать с Окуджавой, которого и поныне считает своим главным Учителем.
Привлекал Камбурову и фольклор, причём не только русский — она стала петь на греческом, испанском, польском, английском, иврите. Особое место в репертуаре Камбуровой занимает музыкальное наследие Франции — от средневековых баллад до шансонов Жака Бреля и Лео Ферре. Восторженные французы, познакомившись с творчеством Камбуровой, дали, пожалуй, самое верное определение её артистическому амплуа — “diseuse”, что значит не просто певица, но «рассказчица», «сказительница».
Последние два десятилетия Камбурову редко увидишь по телевизору или услышишь по радио — она считается «неформатной» певицей. Так, в разгар перестройки её пригласили в суперпопулярную в те годы телепрограмму «Взгляд». Пытаясь компенсировать недостаток профессионализма напористостью и развязностью и совершенно не подготовившись к интервью, ведущие принялись укорять Камбурову в том, что она исполняет пафосные комсомольские песни. Камбурова не стала возражать и оправдываться, просто высказала журналистам всё, что она о них думает, встала и ушла. Потом на смену «колбасному року» пришла попса, и Камбурова вновь оказалась вне эфира.
Пугачёва (с которой, вопреки слухам, Камбурова никогда не была на ножах, даже после той истории с «Иронией судьбы») неоднократно приглашала Елену Антоновну в свои «Рождественские встречи», но всякий раз Камбурова отказывалась.
Огромные залы и стадионы — не для неё. Как истинная «шестидесятница», Камбурова предпочитает вести со зрителями и слушателями доверительные беседы, негромкие и неспешные. Подобно герою своей песни, она живёт на маленькой хрупкой планете, согревая её своими руками и радуясь каждому распустившемуся цветку. Вокруг сгорают и зажигаются звёзды, гиганты на поверку оказываются карликами, кто-то и вовсе бесследно исчезает с небосклона… А Маленький принц вдали от всей этой суеты продолжает петь о чём-то очень личном, но понятном каждому.
В 1992 году Елена Антоновна с помощью друзей и единомышленников открыла Театр Музыки и Поэзии, объединяющий под своей крышей камерных певцов и музыкантов, поэтов и чтецов, бардов и драматических актёров. Зрители приходят не на концерты и не на спектакли — на творческие вечера, становясь полноправными их участниками и отправляясь вместе с Еленой Камбуровой в волшебное путешествие по стране любви, доброты и красоты, в которой, по её словам, «можно жить не только в соответствии с днём сегодняшним, но и в согласии с ритмами и вибрациями Вечного Времени».

Журнал «Суперстиль»
Роман Широков, 23.06.2009