+7 (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 19.30. с Пн. по Пт. В субботу и воскресенье с 11.00. до 18.00.

На музыку И. С. Баха "Земля". "Театральная афиша", Николай Антипов

Изысканность, изобретательность, интеллектуальность — вот три «и», на которых построен цикл музыкальных спектаклей Ивана Поповски в Театре Камбуровой. По правде говоря, их и спектаклями-то можно назвать лишь с определенными оговорками, недаром режиссер со своим постоянным соавтором Олегом Синкиным, отвечающим за музыкальную часть, всякий раз мудрит с жанровым определением. «P. S. Грезы…», основанный на музыке Шумана и Шуберта, был назван «концертом-фантазией», «Абсент» — это «концерт-галлюцинация», «Времена… Года…» (Чайковский, Вивальди, Гайдн, Пьяццолла) — «концерт без слов». Великая музыка здесь не служанка, а госпожа. Она не сопровождает действие, а безраздельно властвует над сценой, и все, что требуется от режиссера, — найти адекватный визуальный ответ, придумать остроумные и завораживающие инсталляции. «Землю» можно назвать четвертой частью этого цикла. После Шумана и Гайдна очередь дошла до Иоганна Себастьяна Баха — композитора, про которого говорили, что он напрямую общается с Богом. Как там было в песне Галича? «C добрым утром, Бах!» — говорит Бог. «C добрым утром, Бог!» — говорит Бах.
Если выбирать из четырех стихий, то, наверное, было бы логичным противопоставить небесной музыке Баха стихию воздуха, но Поповски решил по-иному, пойдя от противного. Он поставил спектакль не о Боге, а о человеке, созданном из земного праха и возвращающемся после смерти в прах. О человеке, который всю жизнь тянется по направлению к небу, но укоренен, как дерево, в родной почве. Сцена Театра Камбуровой засыпана песком, и в этой театральной пустыне непрерывно воспроизводятся и тут же рассыпаются дивной красоты картины. Актеры, одетые в рубища песочного цвета, заново создают и разрушают миры. Вот только что перед нами выросли египетские пирамиды, а рядом Колизей. Но не успеешь оглянуться, как рукотворная песчаная буря вдруг сравняет эти творения рук человеческих с землей.
«Земля» начинается как спектакль о смерти, но это театральное сочинение о тщете всего сущего заканчивается на неожиданно жизнеутверждающей ноте. Взрослые актеры покинут мир-песочницу, уступив место маленькому светловолосому мальчику, который увлеченно начнет лепить свои куличики. Вот он, настоящий творец. «С добрым утром, Бог!» — говорит он, и Тот, к кому он обращается, отвечает ему тем же. Кажется, музыка Баха заставляет нас поверить, что диалог человека с Богом будет длиться до тех пор, пока существует Земля.

«Театральная афиша»
Николай Антипов, 26.02.2013