+7 (499) 246-81-75
Касса работает в пн-пт с 11-00 до 19-30. В сб и вс с 11-00 до 18-00 без перерыва на обед

Одиночество в волнах. А. Никольская

В Театре музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой состоялась премьера спектакля «1900» по пьесе итальянца Алессандро Баррикко. История гениального пианиста, прожившего всю жизнь на корабле, воспринимается непросто, но увлекает и завораживает.
Совсем недавно этот же материал выбрал и сыграл на фестивале «Черешневый лес» Олег Меньшиков. В Театре Камбуровой исполнителем стал актер «Сатирикона» Тимофей Трибунцев. Однако сравнивать эти работы дело неблагодарное: несмотря на единый первоисточник, спектакли не похожи, словно два инопланетных мира.
Появление этого спектакля в театре с таким названием неудивительно: здесь есть и поэзия, и музыка. Поэзия — в тексте, прозаическом, но ритмичном, наполненном красивыми определениями и лирической философией. А музыка так просто главное действующее лицо, ведь кем бы был 1900−й, если бы не она?..
О герое истории с «цифровым» окончанием имени мы так и не узнаем всей правды. Нет, нам будет известно, что его нашел в картонной коробке чернокожий матрос, что, будучи еще ребенком, он нашел ключик к игре на пианино — и пианино стало его другом и сообщником. Нам скажут, что он всю жизнь не сходил с корабля, хотя однажды такое желание у него возникло. И что, не сумев оставить свой единственный дом (в «официальном» мире он не существовал, и никаких признаков его рождения не было), он пожертвовал собственной жизнью. Однако мы не сможем представить себе его лицо. И быть может, не поймем причин его вызывающих поступков. Как не понял их до конца его товарищ по корабельному оркестру, от лица которого ведется рассказ.
Пространство спектакля лаконично: небольшой помост с сооружением, напоминающим стул от пианино со струнами, и круглый зеленый фонарь — луна или звезда, наблюдающая за судьбой героя. Ведь кто знает, откуда он явился. А мягкие световые переходы позволяют увидеть то неспокойную океанскую ночь, то яркость огней в танцевальном зале — месте работы героя, то закоулки корабля, где прячутся разные тайны. Атмосфера неспешно обволакивает нас, словно густой туман, и уверенно ведет по штормовым волнам истории.
Тимофей Трибунцев на сегодняшний день практически рекордсмен по моноспектаклям, в его репертуаре их два. Примечательно, что оба не в своем театре. Другая работа — «Повесть о капитане Копейкине» идет в Центре драматургии и режиссуры Казанцева-Рощина. Трибунцеву удивительно точно удаются роли распахнутых, немного наивных людей, способных испытывать искренние чувства и болезненно переживать несправедливости мира. И он превосходно держит внимание зала в одиночку.
Персонажей в спектакле несколько: помимо рассказчика и героя здесь появятся и обитатели корабля, и его пассажиры, и заезжий франт пианист, вздумавший устроить музыкальную дуэль с выскочкой-1900−м, ведь пока тот находился вне мира, там происходили события и возникали люди, считавшие его конкурентом.
Актер легко, словно движениями кисти, обозначает их портреты. Ровно настолько, чтобы был ясен смысл происходящего. А «лицом» героя становится всего раза два. Но эти секунды дорогого стоят!
Предельно концентрируясь, Трибунцев словно вбрасывает в зал мощный энергетический заряд. Так, что мурашки бегут по спине и начинаешь осознавать то воздействие, что имел пианист-самоучка на своих слушателей.
Кстати, музыки в спектакле не так уж много. А фортепианной и того меньше. Образ игры возникает из слов. Герой жил как играл. Думал и чувствовал как играл. И даже погиб в мощном финальном аккорде. О таких, как он, не рассказывают в музыкальных школах. О них складывают легенды. И верят в них так же, как верят в чудеса.

http://www.akado.com/
Алиса Никольская, 6.05.2008