Отзыв Даниила Вишневского о спектакле "Турдейская Манон Леско"

Насыщенный у меня год. И в первую очередь благодаря премьерам, спектаклям, выставкам, где я как будто отвлекаюсь от боли, от жизни, от страстей. В октябре мне повезло видеть спектакль " Турдейская Манон Леско" в Театре Музыки и Поэзии Елены Камбуровой. Я очень люблю этот театр, такой тихий и согревающий своей простотой, красотой и любовью. В последнее время меня больше привлекают спектакли по прозе, нежели по драматургии. Потому что в пьесе ты порой ограничен, попадаешь в плен предшественников, боишься обидеть их, а многие используют такую возможность, чтобы ярко заявить о себе, ставят все с чистого листа, что порой бывает интересно и неожиданно. В прозе же ты становишься сотворцом автора, раскрываешь его, придумываешь свои драматургические связи, ходы. А когда берётся проза такого автора как Всеволода Петрова, то это сложнее и интереснее вдвойне. Во-первых, это очень малоизвестный широкой публике автор, во вторых, его проза обладает каким-то уникальным эффектом воздействия на людей, ты начинаешь воспринимать его героев как своих соседей, своих близких. Это я встречал в романе " Сергеев и городок ", автор которого тоже является не самым популярным в театре человеком.
На мой взгляд, на моем поколении творцов театра, кино, музыки лежит особая миссия- открывать имена неприметных, незаметных гениев ХХ века, которые жили очень скромно и тихо для общества, посвящая свои трудовые будни самому главному- творчеству. Через их мысли, их чувства, переживания, соприкасаться с ними. Восемь лет назад я открыл Григория Ойзеровича Шпигеля, актёра, которого, как выяснилось никто не знает, хотя и голос его слышали, и в кино его видели. В октябре я открыл для себя Всеволода Петрова, очень близкого мне по душе человека. Мне кажется, что наше время задолжало таким людям, как он, и надо платить по счетам. Наверное, это выпало на наше время.
Спектакль меня поразил тем, что он обращается к человеку напрямую. Без четвёртой стены, без глухого забора сзади. Режиссер Денис Сорокотягин, которого я знаю по спектаклям " Маленький принц. Полет в одном действии ", где блистательно сыграла Елена Камбурова, показав себя как характерная, разноплановая актриса и " Стихийный 21 век", где актёры читают прозу современных авторов, очень точно знающих природу человека. В самом первом спектакле он рассуждает на тему одиночества человека в современном обществе, и эту тему проносит с собой во всех своих спектаклях. Одинок Лётчик, летающий над землёй, одинока Змея, которая из-за этого становится сухой и чёрствой, одинок Король, который создал себе такие условия для спокойствия за себя. Герои спектакля " Стихийный 21 век" ищут выход своему одиночеству, своей боли. И в " Манон Леско " Денис показывает нам выход из этой ситуации. Он ставит спектакль о любви, о свете и надежде, несмотря ни на что. Это спектакль о том, как люди проявляют себя во время войны, когда казалось бы уже не хватает места для добра и любви, но именно эти качества держат нас на земле, делают нас сильнее. Действие происходит в санитарном поезде, где по стечению обстоятельств происходит столкновение разных людей, с разной историей и биографией. Но наше внимание занимает другая история. История любви, а точнее любовный треугольник. Главного героя сложно не любить: интеллигентный, интересный, интеллектуал. Такие как он всегда интересуют женщин, они всегда не похожи на других, часто бывают одинокими. Его играет Роман Калькаев, артист с духом порядочности, интеллигентности и вместе с тем некоторой застенчивости, нерешительности, стеснительности признаться себе в своих чувствах, как, впрочем, все интеллигенты. Калькаев играет точно, пронзительно, рисуя роль акварельными мазками, оставляя место для воздуха, для надежды. Ему удаются роли застенчивых, интеллигентных людей, немного робких и тихих. Таким является и Волович старший в спектакле " Снился мне сад".
Особенно меня поразила Любовь Логачева, которая очень точно воплотила характер своей героини. Её Вера очень добрая, светлая, жертвенная девушка, она любит людей, готова им помогать, разделить боль.
На таких людях как она держится наше общество, держится весь мир. Её душевное тепло, её беззаботность, её любовь и горячее сердце способны изменить любого человека. Она относится к тем, кто любит жизнь в себе, а не себя в жизни. Такие люди часто вызывают непонимание, ревность, потому что они другие. Среди таких " завистников" выделяется Нина Алексеевна, которую великолепно сыграла Юлия Зыбцева. Она прежде всего прекрасная драматическая, ни на кого не похожая актриса, умеющая воплотить абсолютно разные характеры, умеет быть страстной, трогательной, непосредственной. Её героиня в чем-то одинокая, в ней не угасает страсть к любви, она никого не видит рядом с собой, поэтому она одинока. Возможно, она видит в главном герое предмет своей любви, либо человека, который её понимает. Она не понимает Веру, потому что она другого строя. Слишком самовлюбленна и самолюбива она. Но это её внешняя защита, на самом деле в душе она очень ранимая и добрая
Радует решение сценографии- здесь нет громоздких конструкций, захватывающих масок, а есть уютное пространство сцены, где из декораций рояль с книгами, означающие многозначность жизни, а также богатый внутренний мир героя, его опыт и багаж наблюдений, знаний. Особое значение приобретает видеоряд, который состоит из картин Ватто и других знаменитых художников. Это знак того, что жизнь прекрасна всегда, даже во время войны можно любить её.

* Даниил Вишневский.

Другие