+7 (499) 246-81-75
Касса работает ежедневно с 11.00 до 19.30. Билеты можно приобрести как за наличный расчет, так и по банковской карте
Напишите нам:

Отзыв критика Виталия Якубова о спектакле "СТИХИйный XXI век"

Спектакль «СТИХИйный XXI век» — это глубокое осмысление состояния внутреннего мира человека в современном мире. Сюжетные линии спектакля, объединённые эмоционально-смысловыми связями, раскрывают основную идею спектакля: причины человеческого одиночества в XXI веке. Профессионально продуманная система образов, режиссерские приёмы и великолепная игра актёров способствуют пониманию психологизма спектакля.
Основной вопрос постановки: почему, казалось бы, в яркой, насыщенной жизни, в окружении людей, даже в семье человек чувствует себя одиноким? Ответить на вопрос можно, проанализировав поступки, слова персонажей спектакля. Они ходят, говорят, встречаются, занимаются какими-то делами, но не живут.  Не живут, потому что их жизнь неосмысленная. Неосмысленность выражается в неправильно понятой свободе: «Если мне хорошо, то это и есть свобода». Эгоистическое Я составляет основной смысл существования каждого персонажа. Супружеская пара, в которой муж в открытую изменят жене, она это знает, но старается не замечать и существует сама по себе; пьющая женщина, ненавидящая детей; немолодая особа в постоянном поиске мужчин, рожающая от каждого встречного ….
Разрушение традиционных ценностей, которые являлись фундаментом нашего общества, и пришедшее на их место самолюбование привели к омертвению чувств: вместо любви, честности, нежности, верности, дружбы и ответственного отношения к себе и близким пришли похоть, измена, меркантильность: «Если мне хорошо, то это и есть свобода». Человек превратился в потребителя даже в межличностных отношениях. Конечно, в глубине души происходят метания, что подтверждают слова персонажа, желающего всё изменить, но жизнь проходит и менять что-то уже поздно. Его натягивание капюшона себе на голову – желание скрыться от мрака своей жизни. Желание скрыться есть, а пути для изменения он не видит. Люди разучились общаться, понимать друг друга. Вместо живого общения – доминирование социальных сетей. Саркастически в спектакле показаны инстаграмные сидельцы, которые проводят  бестолковые опросы как, например, какие литературные герои кому снятся…. Абсурдны не только сами темы опросов, но и  ответы на них, показывающие уровень деградации современного человека.  «Жизнь» в социальных сетях – это иллюзия своей значимости и ложное понимание того, что есть общение. Здесь налицо изменение человеческого сознания, отсутствие желания и необходимости объективно оценивать происходящее, потеря способности к глубоким сопереживаниям. Остаётся только потребление готовых эмоций, предоставляемых соцсетями и платформами. Таким образом, разрушается психологическая структура личности.
Осознание ответственности и осмысленности жизни приходит только перед лицом неминуемой смерти, когда персонаж, считающий, что жить ему осталось три дня, начинает выполнять обязанности по дому, помогая жене, проявлять заботу о родных и знакомых, отдавая им новые ботинки и велосипед, начинает видеть красоту природы. Но все его попытки написать посмертные письма друзьям терпят фиаско из-за скудости мысли. На фоне полной духовной деградации персонажей выделяется сюжетная линия, связанная с пожилой парой, которая через всю жизнь, несмотря на трудности, пронесла любовь, трепетное отношение друг к другу.  Даже после смерти своего мужа вдова молится о упокоении его души и старается обустроить могилку, возводя навес над ней, чтобы дождь не мочил любимого. Он по-прежнему для неё живой. Пожилая супружеская пара – это идеал, гимн любви и преданности.
Безусловно кульминацией спектакля является «Баллада о счётах. Монолог Иуды» Елены Заостровцевой, блистательно прочитанный Евгением Вальцем. Монолог обращён к зрителям. Такое режиссёрское решение делает нас, зрителей, участниками действия. Это к нам обращены слова:
… А мир людей добра не ждёт:
Он любит умный, точный СЧЁТ
и с выгодою дружен…
Мы лицемерно клеймим Иуду за его предательство, хотя сами предаём даже близких людей, забывая всё хорошее, что они для нас сделали, и мы всегда находим оправдание своей подлости:
…Теперь о главном. Предал я.
Да, такова судьба моя -
предать был кто-то должен!...

…А вы - безгрешнее меня?
А ноша вечная моя
вас не прельщает?! …

Да, современное человечество - это семя Иудино. Мы забыли, что навсегда теряются только жизнь, доверие и честь. Заслуживается доверие и воспитывается честь годами, но теряются за пять минут только из-за одного подлого поступка, что и произошло с Иудой, и что происходит с нами: «Если мне хорошо, то это и есть свобода». Мы не желаем осознать самого главного: за всё содеянное нами придётся держать ответ. Придётся платить по счетам:
Навеки проклят я людьми,
      И не костяшками - костьми
      СТУЧАТ
              БОЛЬШИЕ
                СЧЁТЫ...
Всё действие спектакля с его разорванностью сюжетных линий создаёт ощущение нахождения за огромным монитором, а происходящее на сцене - это как лазание по интернету в поиске скандальных историй. Спектакль как бы вводит нас в привычную обстановку, в которой мы, сидя за компьютером, равнодушно перелистываем интернет-страницы то вперёд, то назад, и уже не способны сконцентрироваться на чём-то одном (главном). Такой режиссёрский ход, на мой взгляд, имеет воспитательное значение, позволяет нам взглянуть на себя со стороны и, наконец, задуматься об осмысленности наших поступков.
Цветовое решение спектакля – преобладание чёрного цвета. В чёрное одеты персонажи спектакля, что символизирует как пустоту их души, так и приспособление к жизни при нежелании меняться.  
Сцена оформлена в виде лестницы. Лестница – это символ выбора, который человек делает в жизни: поднимается ли он вверх, что очень сложно и требует усилий, либо спускается вниз – падает. В соотношении с этими направлениями живут люди. И выбор персонажей очевиден: все спускаются вниз и уходят за кулисы – в темноту, т.е. в ад. На вершину, в рай, поднимается только пожилая пара.  
В спектакле очень органично использована современная литература. Хочу отдать должное, Денис Андреевич, Вашей тактичности: очень правильно сделано, что каждое стихотворение, каждый монолог сопровождались именами авторов. Это знак уважения и признательности к их творчеству. Конечно только профессиональный актёр может донести идею спектакля до зрителя своей прочувствованностью образов, своим мастерством.  Сложно выделить кого-то из актёрского состава, настолько великолепно все играли. Я бы сказал: «Не играли – жили!».

Другие