Портал AlterLit - Пушкин для взрослых

автор - Влад Васюхин

Пушкин для взрослых
Он по-прежнему «наше всё». К примеру, занимает первое место по прослушиванию среди всех поэтов мира и вообще в современной России нет стихотворца популярнее. А потому премьерный спектакль «Нянины сказки», где Александр Сергеевич — основной автор, обречен на интерес.

Команда, замахнувшаяся на этот проект, рисковала: в столичном Театре Наций с 2015 года играют «Сказки Пушкина», изощренно поставленные выдающимся (без преувеличения) театральным режиссером и художником, великим перфекционистом американцем Робертом Уилсоном. Сравнений не избежать.
Разумеется, искушенные театралы заявят, что сравнивать эти проекты некорректно — слишком неравные силы, бюджеты, площадки и прочее, и прочее. Но так это же соседи по московской театральной афише, да и кто запретит сопоставить отношения с хрестоматийным текстом, точность и оригинальность прочтения.

Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, а речь идет о его премьере, особая точка на театральной карте Москвы. Он был основан 30 лет назад, в 1992 году. Уже из названия ясно, что театр «не для всех» — ну много ли нас, любителей поэзии? Что это такой же «неформат», как и его легендарная основательница, всю жизнь идущая своим путем и поющая хорошие, нередко сложные стихи. Но всякий, кто туда однажды попал (как зритель), а попав, полюбил, разлюбить его будет уже не в силах. И даже очевидный факт, что спектакли здесь, как и в любом другом месте, могут быть разного художественного достоинства, не остановит преданных фанатов.

«Нянины сказки» — сочинение многослойное и нелинейное. За основу взяты два пушкинских шедевра — о царе Салтане и о рыбаке и рыбке, к ним добавлены фрагменты еще двух — о Медведихе и о мертвой царевне и семи богатырях. Все это перемешано, переплетено и разыграно в лицах. А во втором акте заглавная героиня — няня, которую играет сама Елена Камбурова — вдруг ко всей этой пушкиниане добавляет сказку о гадком утенке, написанную младшим современником Пушкина — Гансом Христианом Андерсеном в 1843 году. И это уже почти монолог, когда всё внимание зрителей на сидящей в кресле рассказчице и её завораживающем голосе.
Няня, сыгранная 82-летней Камбуровой, это не ожидаемая Арина Родионовна, и не тетя Валя из советской телепередачи «В гостях у сказки», и даже не лукавая сказительница из киносказок (помните, народную артистку СССР Анастасию Зуеву?). Нет, здесь актриса играет Пиковую даму, недобрую, насмешливую и своевольную. Или подобие сватьи бабы Бабарихи. Сказки в её понимании — это, скорее, страшилки. А мир, в котором всё происходит, некое магическое зазеркалье. Здесь даже полки с книгами — простите за спойлер — к концу первого акта с грохотом обрушатся. Такой няне опасно оставлять детей — станут заиками. Так спектакль на детей и не рассчитан.

Зрелище поставила Гульназ Балпеисова, ученица Римаса Туминаса, впитавшая режиссерские приемы не только своего учителя, но и, скажем, Юрия Бутусова и вообще традиции вахтанговской школы. Под впечатлением от прежних ее работ критики писали, что в режиссере Балпеисовой «есть что-то колдовское и даже ведьмовское». Талантливая постановщица отчаянно и парадоксально соединяет казалось бы несоединимое — в тексте, костюмах, декорациях и, конечно, в звуке. И синтетическая труппа театра с поставленными задачами, с этим кипением страстей, удачно справляется.
Жанр спектакля обозначен как музыкальная фантасмагория. Хотя уместнее было бы говорить о коктейле из нескольких жанров. В богатую звуковую ткань (за неё отвечал Олег Синкин) вплелось множество цитат — от оперной классики, от Римского-Корсакова и Мусоргского до Жака Бреля и Эннио Морриконе. Среди участников — живой оркестрик.

...Не знаю, как на остальных показах, но на прогоне для прессы прямо на входе предлагали вытащить бумажку с гаданием. Мне досталось оптимистическое: «Не печалься, ступай себе с богом, будет вам новое корыто». Может быть, имелись в виду новые спектакли, которые интересно разгадывать?
https://alterlit.ru/post/44152/


Другие