+7 (499) 246-81-75
Касса театра работает ежедневно с 12-00 до 19-00 на возврат билетов и на продажу билетов через онлайн-сервисы. Продажа билетов за наличные не осуществляется.

Портал Musical World's Blog о спектакле "Снился мне сад"

И снова «Снился мне сад…»
Я, конечно, клятвенно обещала (в первую очередь — себе) наконец-то подойти к этому делу ответственно и познакомиться со всем репертуаром Театра Камбуровой. Но пока я всё ещё грежу воплощением этого плана в жизнь и в очередной раз смотрю чудесный спектакль «Снился мне сад…»

Ну, правда, я бы и так, наверняка, не смогла сдержаться и повторила поход на этот «романс в интерьере» (как значится в афише) в нынешнем театральном сезоне и без вспомогательных стимулов. Но судьба преподнесла мне подарок: 9 октября в слаженный и проверенный годами механизм спектакля случился ввод нового актёра — воистину небывалое явление для Театра Камбуровой! И вдвойне странно, загадочно и радостно: одного любезного моему сердцу артиста заменил другой. Так что вот она я — снова в уютном театре на Спортивной!
Гадала, как же будет смотреться спектакль в стенах нового зала — пока «старый» ремонтируется, «Сад» временно переехал в непривычную обстановку. А там-то, в «старом» зале, был действительно «романс в интерьере» — режиссёр-постановщик Ольга Анохина настолько точно и красиво вписала действие в пространство, так здорово задействовала все особенности помещения (будь то стройные колонны с капителями или балкончики по обеим сторонам от импровизированной сцены), что без всякого сомнения веришь, будто бы находишься в далёком 1904-м, на даче семьи Воловичей — и ты не просто зритель, а один из гостей, приехавших на пыхтящем паровозе (вон, вон, снова его гудок доносится со станции!) отмечать день рождения Ирины Васильевны.

А сейчас нет никакой помощи от «родных стен» — только голая чёрная коробка нового зала. И, казалось бы, уже больше просто «романс», чем «в интерьере». Но… Вот умеет Театр Камбуровой делать красиво практически из ничего! Да, и колонны теперь «поддельные», и на разные ярусы мизансцены не выставить, и… А всё равно — картинка складывается и работает (впрочем, во-первых, чего я опасалась, если была в курсе, что спектакль прекрасным образом вывозили на гастроли, а значит, опыт переноса его в «новые измерения» имеется; да и совсем скоро вернётся «Сад» в милый добрый «старый» зал, ибо ремонт близится к завершению).

Я всё это зачем говорила? А для того, чтобы вы немножечко представили себе атмосферу спектакля «Снился мне сад…» Захотели тоже посидеть вот на этой веранде, подышать горячим предгрозовым воздухом, повглядываться вдаль, расслышав паровозный гудок, и рассматривать в бинокль лица приезжих…

Да, и, кстати, романс здесь — не столько музыкальный жанр, сколько состояние души. Конечно, романсов прозвучит много (и КАК их споют!..), но далеко не ими одними наполнено полотно «Сада». Туда, туда — на рубеж 19 и 20 веков, в то горнило, которое скоро переплавит и людей, и всю страну… А пока — тихий спокойный летний вечер, и можно расслабленно качаться на волнах музыки, отражающей и оттеняющей эпоху.

И, вроде, звучат привычные «прежние» мелодии — но готовьтесь, уже прорезаются нотки революции — и в обществе, и в искусстве. И, как глашатай завтрашнего дня, взрезающий полотно привычного бытия, снова ревёт паровоз… (А метро — нет, метро у нас, конечно же, не приживётся…)

Что вы, это не пафос. Это «Сад» вот таков — вычурный в своей простоте. Совсем скоро мир всех персонажей спектакля рухнет, канут в небытие их макрокосм — страна и микрокосм — семья и друзья. И будто бы уже что-то витает в воздухе — зловещее, неотвратимое. И это чувствуем и мы, зрители, и герои «Сада».

Нам проще — мы с вами уже знаем, что совсем скоро произойдёт. А люди, живущие на сцене, только должны пройти по этой дороге. Нам рассказывают — напрямую ли или намёками — о судьбе всего трёх персонажей из девяти. Мы не можем догадаться, что произошло с остальными (да и, откровенно говоря, огромный вопрос — а как сложилась жизнь Петра Воловича, чьи воспоминания, якобы написанные в 1954 году, нам зачитывает актриса-рассказчик). И тем страшнее.

Но пока — дача. Вечер. «Домашний» концерт в честь дня рождения жены хозяина дома. Долгожданные гости, тепло и понимание — даже в моменты, казалось бы, раздоров и разногласий, разговоры и песни, самовар и пироги, водочка с огурчиками… («Кстати о пирогах». Ах, как жаль, что нам не дали дослушать до конца рассказ Ипатьева!..)

Немножко даже «лубочная» картинка — та, из идеализированных представлений о былом. Только все эти люди, существующие в условиях «Сада», они — живые. И ты просто сидишь — и веришь в происходящее с первой до последней сцены. И хочется, хочется — вот туда, назад, к ним!.. Присоединиться ли к репетиции концерта? Уберечь ли от грядущего? Плюнуть ли на всё и купить домик в Крыму — по соседству с Чеховым?

Ответа я и сама не знаю. Но человек — он существо такое. Он жаждет туда, где ему светло и душевно. А в измерении героев «Сада» именно так.

И, вроде, финал не обещает ничего хорошего, и герои спектакля растворятся в гнетущей темноте, и даже последний луч света, даривший надежду, потухнет… Но снова зажигаются прожектора, и, почти гимном жизни, звучит романс «Однозвучно звенит колокольчик», возвращая публике веру в лучшее.

Я далеко не всегда приветствую подобный шаг: когда на поклонах, как бы перечёркивая негатив и грусть концовки спектакля, артисты хором затягивают нечто разудалое и развесёлое (а у нас некоторые только так и поступают, как будто бы не веря, что нежная психика зрителей выдержит финал в стиле «в общем, все умерли»). Но «Сад» — иное дело. Выбранный в качестве точки спектакля романс сложно назвать средоточием радости:

Однозвучно звенит колокольчик,
И дорога пылится слегка.
И замолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека…

И пока мы размышляем о дороге, лежащей перед героями спектакля — да и всей страны в целом, душа наполняется светом и теплом. И верится, что дорогу эту можно осилить — и прийти к счастью.

Почему? А тут я просто советую вам послушать, как целостно, вдумчиво и мастерски Театр Камбуровой работает над музыкальным материалом.

«Сад» минималистичен: здесь нет сложных аранжировок, лишь рояль Олега Синкина и гитара (на данном спектакле мы наслаждались мастерством пальцев Сергея Меритукова). Этот дуэт добавляет обстановке семейности, «домашности» — и порой умудряется звучать, как полноценный оркестр.

Ещё прекраснее вокальные аранжировки. Многоголосия, вокализы — всё это превращает «массовые песни» в истинные бриллианты, и я каждый раз жду их, как Нового года.

Я вам обещаю, что сердечко ёкнет не раз, когда будете слушать хоть сольные, хоть ансамблевые вещи. Будь вы даже трижды фанатом тяжёлого рока с хаером по пояс, до вашей души достучатся влёгкую — с самой первой песни, которая острой стрелой врезается в мозг:

Сон происходит в минувшем веке.
Звук этот слышится век назад.
Ходят веселые дровосеки,
рубят,
      рубят
            вишневый сад.

Поющие артисты Театра Камбуровой вьют из меня верёвочки. Я более нигде не видела — и, конечно, не слышала — чтобы умели делать ТАК. Никакого надрыва, никакого самолюбования — чистое искусство.

И нельзя не влюбиться в актёров театра, увидев их хотя бы в одном спектакле. 9 октября было так:

Волович Сергей Львович, владелец фабрики — Роман Калькаев
Ирина Васильевна, его жена — Юлия Зыбцева
Петя, их сын, студент — Денис Сорокотягин
Алина Стрежневская, подруга Пети, курсистка — Виктория Тихомирова
Иван Ильич Корн, доктор — Александр Бордуков
Анна Александровна, художница, эмансипе — Ольга Тенякова
Ипатьев Александр Георгиевич, поручик — Александр Кольцов
Радов Константин Андреевич, режиссер — Мохамед Абдель Фаттах
Глаша, няня — Наталья Селиваненко
От автора — Алла Юганова

Каждый — на веса золота. Совершенно волшебный Калькаев, одновременно трогательный, забавный — и переполненный своей личной трагедией. Прекраснейшая Зыбцева, невероятным образом сочетающая в своей героине силу духа и слабость тела, сломленного болезнью. Искромётный Бордуков, абсолютные красавцы во всех смыслах этого слова Кольцов и Мохамед… Наталья Селиваненко, играющая роль попеременно с шикарной Анной Комовой, просто подарок судьбы. И Алла Юганова, которой досталась сложнейшая задача — выполнить в спектакле ту функцию, которая предписана единственной и неповторимой Елене Камбуровой (не пугайтесь, Елена Антоновна, как и прежде, блистает в «Саду» — в первом, если можно так выразиться, составе). И Алла великолепна, не вру.

Конечно, не могу умолчать о вводе. Денис Сорокотягин перенял эстафету у Евгения Вальца и встроился в спектакль, как будто бы изначально там присутствовал. Никакого ощущения премьеры — ну, зная Дениса и его подход к работе, его жажду копать вглубь и вширь, я ни разу не удивлена. Понятно, возрастное соответствие роли облегчило задачу: не нужно было вживаться в образ, который младше тебя на пару десятилетий (хотя Евгений, безусловно, делает это филигранно — а он иначе и не умеет), и можно было целиком и полностью сконцентрироваться на сущности персонажа. А как по-современному прозвучали некоторые реплики Пети!.. И так-то отлично проводились параллели с днём сегодняшним, а теперь совсем никуда не деться от аналогий. Смелый спектакль получается! :)

Денис, ещё раз мои поздравления тебе. Это была большая профессиональная победа.

Резюмирую. Нельзя просто так взять — и не посмотреть снова спектакль «Снился мне сад…» Невозможно перестать ходить в Театр Камбуровой, оказавшись там однажды. Ну, неужели я вас ещё не убедила в этом? Тогда почему вы до сих пор не купили билет, а?

Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.

http://musicalworld.ws/blog/?p=22766&fbclid=IwAR0x_ezOC_T6nZi3_Ta3UmcCeA09Rc-Rjym7kcZA9aH21Gtyy9HxTJLpaTc