+7 (499) 246-81-75
С 16 июля по 3 сентября Касса театра закрыта. Билеты на спектакли сентябрьского репертуара можно приобрести на нашем сайте.

Прямая неизбежность прощения. О спектакле СТИХИйный XXI век

Портал "Хороший текст"
Галина Калинкина

Когда Бог даёт человеку талант, Он хочет проверить его, испытать и только потом одарить.
А не закрадывалась ли вам мысль о талантливом человеке: не сумасшедший ли он, не одержимый ли?..
А не закрадывалась ли вам мысль о талантливом: а человек ли он?
Ну, посудите сами, парень носит чёрный сюртук, чёрные брюки и водолазки, ботинки 42 размера, гарнитуру наушников в ушах, походит на всех остальных прохожих или пассажиров метро. Но при том создаёт музыку, играет на фортепьяно, поёт, сочиняет стихи, декламирует их, пишет сказки и пьесы, которые сам же и режиссирует.
Человек – возрастом почти ровесник двадцать первому веку! – ставит спектакль СТИХИЙНЫЙ ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК, без упрёков миру и издержкам Времени.
Вы знаете Дениса Сорокотягина? Если нет, то знакомьтесь – Денис Сорокотягин – человек-оркестр и пароход.
Сегодня в театре Елены Камбуровой многолюдно. Зритель соскучился. Не по зрелищам, нет. По слову проникновенному. И подсвеченная вечерняя Москва, вполне себе европейка, заждалась театралов – этих странных, не от мира сего людей, рукоплещущих артистам стоя, не жалея ладоней, лишь за то, что ему - театралу - пропели стихи.
Спят инженеры, банкиры спят.
Даже менты, и те —
разве уместно ловить ребят
в эдакой темноте?
Разве позволит чертить чертёж
эдакий тусклый свет?
Только убийца готовит нож.
Только не спит поэт:
рцы слово твердо укъ ферт.
Ночь, как любовь, чиста.
Три составляющих жизни: смерть,
поэзия и звезда.
(Борис Рыжий)
Зритель внимает, зритель следит, зритель глаза не сводит с актёров, перемещающихся по сцене-лестнице, по лестнице жизни, а лестница это всегда пауза между тем, что было и будет. А ты не следишь, как все. Потому что ты слышишь со сцены строки, слова и буковки, какие держал в руках ещё тёплыми, едва народившимися и с автором утютюкался и умилялся над ними: уродились, родненькие
Так и уснут под телевизоры
Каждый в своей комнате
А утром обсудят вчерашнюю серию
Я буду всё это слушать
И мне будет казаться, что они смотрели разное кино
Мой дед стал забывать
Не только выключать телефон после нашего с ним разговора
Он стал забывать того с кем говорит
Меня
Ты помнишь, как мы ехали с тобой на трамвае в детский садик на Студенческую
Деда это был мой папа
Разве
(Денис Сорокотягин)
Есть разница, есть, в том, когда слышишь со сцены строки знакомые, строки-знакомцы твои. Не классиков вирши, зазубренные наизусть по школьной программе, вбиваемые длинной линейкой. А строчки-чувства, строки-беды, какими автор делился с тобой прежде, чем будут вынесены на сцену, прежде, чем выпишут историю героя. Ты, словно, своё читаешь, о себе читаешь, зеркалишь и калькируешь – и от того страшно. Страшно, ребята, по-настоящему страшно.
Хорошо. Пусть.
Круг потерянных вещей. Круг найденных вещей.
Вновь обретенных. Тех, о которых зачем-то жалела.
Украденные в школьной раздевалке сапоги. (Домой бежала в кедах, хорошо, что морозец был легкий.)
Украденная десятка. (Из кармана в троллейбусе номер три, остановка у Большого театра, те еще времена.) Смешно.
Всё прах и суета, ходишь по первому кругу и смеешься.
Что будет в восьмом? Убитое тобой время? Да, целые залежи, они понадобятся тебе в седьмом.
В шестом ты станешь машинистом, ты же мечтала, в пятом ты подберешь того котенка, в четвертом ты поймешь все языки мира, в третьем ты увидишь, как там без тебя на земле, во втором встретишь тех, о ком скучала, в первом забудешь всё.
(Елена Долгопят)
Откуда эта мудрость и глубина у талантливого? За его юный возраст не успеть нацедить. Как он сумел составить и сочетать? Как они поддались ему: его и чужие строки? Как сроднились? Чем сочленились? Тут склейка, тут молозиво, тут не на слюне заклеиваемый конвертик. Тут не розовые пузыри, тут кровь и сукровица. Тут боль саднящая. Тут разрыв, и расставание, тут прощание, и уход. Навсегда. И даже, кажется, самый страшный из уходов: прощание с собой – как это, меня не будет? Меня не будет?! А солнце, как в арке надвратной, в оконце моей кухни всей благодатью своей повисло. И кажется невероятным, что нас не будет когда-то. А это светило в окне не потухнет ныне, вовеки веков и присно.
Тут горе. Тут стихи и спектакль в день похорон деда. Тут непреодолимые преодолённые расстояния. Тут самая страшная боль – боль беспомощности.
Но тут и свет. Тут прощание через прощение. Тут спасение и надежда. Тут исцеление стихами. Тут оправдание. Тут прямая неизбежность прощения.
дед владимир
вынимается из заполярных льдов,
из-под вертолётных винтов
и встает у нашего дома, вся в инее голова
и не мнётся под ним трава.
дед николай
выбирается где-то возле реки москвы
из-под новодевичьей тишины и палой листвы
и встает у нашего дома, старик в свои сорок три
и прозрачный внутри.
и никто из нас не выходит им открывать,
но они обступают маленькую кровать
дед владимир кивает из темноты:
— а курносый, как ты.
едет синяя на потолок от фар осторожная полоса.
мы спим рядом и слышим тихие голоса.
— ямки веркины при улыбке, едва видны.
— или гали, твоей жены.
и стоят, и не отнимают от изголовья тяжелых рук.
— представляешь, володя? внук.
(Вера Полозкова)
В фойе после спектакля я рассказываю, как дважды чуть не заплакала во время действия, а незнакомый мужчина вдруг врывается в разговор и вставляет: «А я заплакал». И это так достойно, так искренне и так просто, что не вызывает скепсиса, лишь дань уважения его чувствам и смелости в них признаться.
Всё же, когда Бог даёт человеку талант, Он хочет проверить его, испытать и только потом одарить. Он хочет полюбить блаженного и чудного.
И если закрадывалась у вас мысль о талантливом человеке: а не сумасшедший ли он, не одержимый ли, проверьте, не хотите ли и вы того же? Чуточку одержимости получить в дар, чтобы выплыть, чтобы не потонуть, чтобы в толпе, в вагоне метро, в четырёх стенах мировой изоляции сочинять слова, соединять ноты, писать пьесы. Чтобы в условиях угрожающей новой экспериментальности окружающего вдруг задумать спектакль о вечном, о смелом, о радости жить.

https://horoshiy-text.ru/talks/12/80/5373?utm_medium=email&utm_content=email_subscribe&fbclid=IwAR1nREfsMwAWDTM5J_xdPzyk45brkTY9QGuGdjqO8gGKGPvDq3p6VnoYE94

Другие