+7 (499) 246-81-75
Касса работает в пн-пт с 11-00 до 19-30. В сб и вс с 11-00 до 18-00 без перерыва на обед

Рэгтайм про океан. "Независимая газета", А. Кравченко

Не прошло и двух недель с премьеры Театрального товарищества 812 с Олегом Меньшиковым в главной и единственной роли по пьесе Алессандро Барикко «1900», как по той же пьесе выпустил спектакль Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой. В роли Новеченто — актер «Сатирикона» Тимофей Трибунцев, режиссер — Александр Марченко.
1900(по-итальянски — Новеченто) — имя собственное. Он - подкидыш, найденный в салоне первого класса трансатлантического лайнера. Неизвестно как научившись играть на рояле, 1900 превзошел в этом умении сухопутных виртуозов и стал легендой. Стал легендой еще и потому, что за свою жизнь 1900 ни разу не сошел на сушу с корабля и погиб вместе со своим плавучим домом.
Выбор этой пьесы двумя театрами одновременно — совпадение странное. С одной стороны, рассказ «1900» мог бы показаться иллюстрацией к философским размышлениям о возможности идеалистического существования в современном мире. Но подобные размышления были актуальны лет сто назад. С другой стороны, океан — красивая метафора искусства, творчества, а трагическая судьба 1900, служащего только искусству и не мыслящего себя без него, могла бы быть знаковой. Но метафора уж больно красивая и уж слишком прямолинейная. В результате история кажется в лучшем случае романтическим ретро, в худшем — несколько высокопарной сказкой для взрослых.
Однако сразу две постановки. И сравнений не избежать.
По сравнению с Меньшиковым, играющим на одной из самых больших московских сцен Театра им. Моссовета, у Трибунцева более скромная задача — камерный зал Театра музыки и поэзии. Более скромные и декорации (сценография и костюмы — Нины Климовской). Нет ни корабля, ни рояля. Впрочем, сама сцена — корабль-рояль, а трап на сушу — клавиши. Главный герой, который мог бы спуститься по этому трапу на землю и зажить «как все», предпочитает океан.
Как ни странно, но в спектакле о непревзойденном музыканте в Театре музыки и поэзии музыка вторична. Основная тема — вальс, исполненный на трубе. Временами звучат джаз, маленькие отрывки из классики. Ничего неожиданного и выдающегося. Создается впечатление, что музыканты, которые могли бы узнавать в спектакле «цеховые радости», в качестве зрителей не предусмотрены. Столь амбициозной задачи театр, похоже, не ставил. А жаль. Конечно, нарочитая простота мелодий может быть и сценическим воплощением идеи музыки, которая звучит лишь в голове Новеченто. Однако отсутствие музыки — того, чем, собственно, живет главный герой, убивает масштаб переживаний. В результате Трибунцев вынужден играть своего героя буднично. 1900 Трибунцева — не харизматическая личность (в отличие от 1900-го Меньшикова), а его переживания — лишь небольшие радости и неприятности маленького чудаковатого человека, который случайно оказался гением. Ну, разнесли, катаясь в бурю на пианино, полсалона первого класса — весело, ну сейчас он взлетит на воздух вместе с взорванным кораблем — грустно.
Тем не менее спектакль стоит смотреть как раз из-за тонкого, точного в нюансах Тимофея Трибунцева. Он находит и обыгрывает любую живую интонацию в надуманной истории своего героя. Его тема — остросинкопированная, нервная — странно расходится с прямолинейными приемами режиссуры. Возможно, разрыв и был призван как раз высветить контраст между незаурядным музыкантом и будничностью мира. Кажется, режиссерски спектакль просто недодуман. Настолько, что временами драматическая роль подменяется художественным чтением.
«Независимая газета»
Ася Кравченко, 15.05.2008