+7 (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 19.30. с Пн. по Пт. В субботу и воскресенье с 11.00. до 18.00.

«Солнце, май, Арбат, любовь»: в Москве прошел творческий вечер Елены Камбуровой

Нестареющая Елена Камбурова представила в Московском театре «Школа современной пьесы» концертную программу, посвященную Булату Окуджаве в рамках ежегодного песенного фестиваля «И друзей созову…». Артистку и театр связывает многолетняя дружба: она единственная, чьи концерты регулярно проходят на этой сцене; «Вечер Елены Камбуровой» фактически стал одной из строчек репертуара. Ее майские концерты в этом театре всегда связаны с именем Булата Окуджавы, родившегося 9 мая. Одной из тем выступления традиционно становится День Победы.
Песни Окуджавы исполнительница характеризует коротко: «современные, своевременные, спасительные». Эти эпитеты вполне применимы и к вокалу самой Камбуровой: кажется, нет в России голоса сильнее, проникновеннее, который бы так пробирал до дрожи, объясняя простые и понятные вещи — которым иначе не найти дороги к огрубевшим, но не растратившим любви и сопереживания сердцам городских жителей. Пытаясь отыскать слова, которые бы точнее описывали этот великолепный голос, понимаешь главное: так может петь сама Искренность. Надрыв, отчаяние, усталость — и тут же полное любви и силы «Жизнь все равно прекрасна».

Преображения, которые творит Камбурова, переживая жизни персонажей песен, невероятны. Неудивительно, что в течение двух часов все внимание приковано к ней, а это само по себе редкость: обычно артистам недостаточно представить песни, они «привозят шоу». Камбуровой не нужно шоу, она сама — театр. Из образа одинокого французского генерала она перевоплощается в простую женщину, активно обсуждающую чью-то личную жизнь, лису Алису и кота Базилио попеременно; с лихого «Поля чудес» за какую-то секунду возвращается на поле боевых действий, исполняя тревожную песню Высоцкого; под мерный стук, напоминающий метроном, читает страшный стих о войне. Порой перевоплощения происходят в рамках одной песни: так, развеселые «Капли датского короля» в мгновение оборачиваются неизбывной тоской: кто их видел-то, эти капли? Существуют ли оно вообще, такое уникальное средство, помогающее во всех случаях жизни? Конечно, его нет, но это ли повод печалиться? А вот сцена погружается во тьму, и музыка льется словно из музыкальной шкатулки, сопровождаемая полушепотом: «После дождичка небеса просторней…».

Прикосновение к таланту Камбуровой — и есть тот дождик, после которого «просторнее небеса», после которого хочется жить настолько, что трудно сдержать слезы — не будь рядом любимой женщины, возможно, это случилось бы и со мной — впервые благодаря живому исполнению: и не от тоски, а от огромной, переполняющей радости. На концерте не было «рассерженных горожан», были москвичи в подлинном смысле этого слова — том самом, который «Солнце, май, Арбат, любовь — Выше нет карьеры». И кажется: как глубоко ошиблись те, кто растащил на политические лозунги, как на лоскуты, поздравительную речь Норштейна, вручавшего Камбуровой премию им. Высоцкого, да и сам Норштейн, решивший зачем-то привязать «закон Магнитского» и прочие актуальные вопросы современности к таланту лучшей исполнительницы страны. Нет, не мелкие политические склоки, но извечная боль за судьбу своей Родины сквозила в прозвучавших песнях: «И плывут мимо брички кресты да кресты, как природы живой украшения».

Конечно, на концерте не могла не прозвучать знаменитая «Виноградная косточка», слова из которой дали название фестивалю. «И заслушаюсь я, и умру от любви и печали. А иначе зачем на земле этой вечной живу?» — нет слов, которые бы лучше отразили впечатление от концерта и магического вокала Елены Камбуровой.

ИТАР-ТАСС
Георгий Панкратов, 13.05.2013