Сообщество блогеров MOSKVA LUBLU: Гульназ Бальпеисова — настоящая ученица Римаса Туминаса. "Нянины сказки" в Театре Камбуровой

Я не знала, что Театр Елены Камбуровой настолько прекрасен. Не знала, что Елена Камбурова может своим голосом перерычать Джигурду, когда тот косплеит Высоцкого. Не знала, что в театре потрясающе сильный актёрский ансамбль. Гульназ Бальпеисова — ученица Римаса Туминаса. Смотрела только её «Саломею» в Вахтанговском, уже тогда было заметно, что спектакль поставлен оригинально, но буквально пара паззлов не сложились для общей финальной яркой эмоции.
«Нянины сказки» же безупречны. Безупречны как режиссёрская работа — цельные, с четким месседжем, который не про режиссёр хотел сказать, а режиссёр сказал, что хотел.
«Нянины сказки» - спектакль юнгинианский, построенный на безсоснательном психоанализе.
Если сказать проще, то в первый раз мне не хочется долго рассуждать о спектакле потому как — он чувственный. То есть прежде чем ум успел навесить ярлык той или иной ситуации, чувства уже схватили, поймали суть.
Что же такого волшебного сотворила Гульназ Бальпеисова с тремя сказками Пушкина и одной Андерсена?
Она их расшифровала как древнеегипетские иероглифы. Разобрала героев на психологические типы как Фрейд или Юнг. Она их очеловечила.
То есть на всех известных с детства персонажей навела своеобразный фокус, такой, когда герои считываются как люди современные, оставаясь при этом в сказке. Бальпеисова нашла ключ к раскрытию образа каждого, который был (мог быть) спрятан в тончайших нюансах – либо в травматическом личном опыте, либо в качестве и свойствах самой человеческой личности, которые определяют собственно образ поведения и мировоззрение. Вы удивитесь – неужели всё это таят в себе сказки Пушкина и Андерсена? Да, именно так!
Актеры поразительно уникально точны в интонациях и образах-архетипах, тех самых «чёрных ящиков», которые в глубинах бессознательного собственно и определяют человеческие мышление и поведение, как-то, — брошенной женщины и ребёнка-безотцовщины, подавляющей матери, несамостоятельного взрослого сына, завистника, пытающего отобрать достижения другого, токсичной жены и жены, пытающейся привлечь внимание мужа, ребёнка в поисках своей витальной идентичности. Не узнали в этом перечне знакомых героев?
На всё, что происходит на сцене невероятно интересно смотреть.

Всё, что происходит на сцене помогает пережить чувства, которые мы сами от себя прячем и боимся про них даже вспоминать.

Идея психологического препарирования сказок, которые с детства знаешь наизусть, и которые, кажется, известны от а до я, восхищает. Предтечей такого подхода, пожалуй, могу назвать книгу американского философа, психоаналитика и посттравматического специалиста Клариссы Пинколы Эстес «Бегущая с волками», где она детально исследует всем известные сказки с помощью языка символов и метафор.

В «Няниных сказках» кроме буквального глубокого эстетического наслаждения переливами пушкинских строк, зрители погружены в сказочно-мистическую атмосферу, в красивейшую сценографию с собственным домысливанием. Как например, белый шелковый длинный шарф на шее белой лебеди в сцене нападения злого волшебника-коршуна, или развевающийся алый плащ при появлении Черномора в кольчуге, на который отвлекается внимание и который вполне себе эффектно заменяет тридцатку морских богатырей. Гульназ Бальпеисова дерзко и оригинально играет с фактурой, цветом, светом и тенью. Прячет маленький живой оркестрик в тени ветвистых деревьев. Расширяет пространство с помощью зеркал.
Чепчик младенца, рука с отравленным яблоком из книжного шкафа, царевна в пачке балерины из «Лебединого озера» и рокерской косухе, гости с вестями о князе Гвидоне и острове Буяне - китайцы, цыгане, кришнаиты. Масса удачнейших находок с виртуозным исполнением и максимально ярким эффектом.

Ювелирно-аптечный разбор характеров и ситуаций, узнавание если не себя, то абсолютно знакомых и даже пережитых ситуаций. Понимание. Сопереживание. Восхитительные голоса.

Спектакль стоит посмотреть даже просто ради того, чтобы послушать как Роман Калькаев читает «Сказку о Медведихе» или Елена Камбурова - «Гадкого утёнка», а актриса Анна Комова играет его… Две актрисы в двух лучах света на сцене, одна читает, вторая лицом, только одним лицом (!), показывает переживания утёнка-ребенка, который как через колючую проволоку проходит через травмы обесценивания и отвержения. Всё это время в зале стоит оглушительная тишина, многие глотают слёзы…
Замечательно будет сходить на спектакль с ребенком 12+, причем сначала на традиционную версию, потом на психологическую, и поговорить с ним, что его детская душа восприняла и как. Почему-то уверена, что чувственные сказки, запомнятся ребенку больше.
«Нянины сказки» — изящная фантасмагория сказочно реальная с финальным праздником души и не сдерживаемыми слезами.
В какой-то мере это лечебный спектакль, который сам по себе заменяет и психолога, и антидепрессанты.
Редкий случай, когда в спектакле нет второстепенных ролей, когда на всех актеров интересно смотреть в равновеликой степени.

https://pamsik.livejournal.com/311853.html


Другие