+7 (499) 246-81-75
С 16 июля по 3 сентября Касса театра закрыта. Билеты на спектакли сентябрьского репертуара можно приобрести на нашем сайте.

То ли явь, то ли сон, не пойму. Ольга Мерзликина, Московская правда

То ли явь, то ли сон, не пойму

В театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой уже второй сезон с аншлагом идет спектакль «P. S. Грезы…» — концерт — фантазия по песням Ф. Шуберта и Р. Шумана.

Четыре актрисы, пять музыкантов, черно-белые костюмы, 78 минут действа, 16 песен и чуть более 60 зрителей. Такова статистика, которая, с одной стороны, ничего не говорит о постановке Ивана Поповски в театре Камбуровой. А другой — значит очень многое. Именно камерность зала — та самая необходимая деталь, которая создает простор для талантливого во всех смыслах спектакля. Такой парадокс: камерность для простора. У зрителя есть возможность полного погружения в музыку Роберта Шумана и Франца Шуберта, звучащую в концерте-фантазии в оригинальной версии и в обработке О. Синкина и А. Марченко. Завороженно следя за передвижениями актрис, исполняющих — на немецком языке! —известные песни композиторов, присутствующие в зале люди словно растворяются в действе, будто попадают туда, в неизвестный post scriptum жизни.

И это очень явное ощущение приходит с первой композицией на музыку Шумана «Грезы», которую мы так часто слышим во время печальных минут прощания с ушедшими в мир иной. Но белый занавес, как белый саван, вдруг спадает, как с глаз пелена, и все оживает. Мизансцены, до мелочей продуманные Иваном Поповски (учеником П. Фоменко), пластичные и изящные актрисы — такие разные внешне девушки и такие талантливые певицы — Е. Веремеенко, И. Евдокимова, А. Комова и Е. Пронина, тонкая игра света и чистый звук — заслуга работников постановочной группы. Все так взаимосвязано, неделимо и согласованно, что, кажется, допущенный хоть в чем-то недочет разрушит это композиционное единство, как разобьется от неловкого движения тонкая фарфоровая ваза… И хрупкие образы то ли лесных нимф, то ли поэтических муз, то ли сказочных привидений растают в воздухе, оставят после себя легкое облачко дыма и звенящий от чудных голосов воздух.

Любителям музыки, наверное, не раз доводилось слышать в исполнении сопрано и теноров «В цветах белоснежных лилий» и «Посвящение», «Во сне я горько плакал» и «Я не сержусь» Р. Шумана, «Лесной царь» и «Мельник и ручей», «Форель» и, наконец, “Ave Maria” Ф. Шуберта. Но такое оригинальное сочетание и последовательность композиций, как в постановке «P. S. Грезы…», наверняка порадовали бы и изумили самих немецких композиторов. Синкин и Марченко, которые весь спектакль находятся тут же, на авансцене, среди других музыкантов маленького оркестра (никак язык не поворачивается назвать квинтет инструменталистов группой), с необыкновенной любовью к классическим исходникам придали им современное звучание, благодаря виртуозным аранжировкам и вариациям на темы песенных мелодий.

В спектакле нет пауз, все заполнено музыкой или голосами актрис, логичными перемещениями участников постановки в ограниченном пространстве сцены и зрительного зала. И непатетичная, на первый взгляд, финальная сцена спектакля — последний номер концерта-фантазии — напомнит вам тихие музыкальные вечера дворянских усадеб XIX века у рояля со свечами и навеет ностальгию по утраченному душевному теплу, уюту и спокойствию. И непременно захочется уже дома, при свете торшера забраться с ногами в кресло и, закутавшись в плед, включить любимую запись и погрузиться в собственный мир грез.

«Московская правда»
Оксана Мерзликина, 5.03.2004

Другие