+7 (499) 246-81-75
Касса театра работает в пн-пт с 11-00 до 19-30. В сб и вс с 11-00 до 18-00 без перерыва на обед.

«То птица Гамаюн надежду подает…». Экран и сцена

После премьеры

Премьера в Театре Музыки и поэзии, в театре Елены Камбуровой всегда собирает свою публику, будто все знают, привыкли, что она поет для умных.
Особо известных людей, на хвосте которых примостилась бы телекамера, в первый день я не заметила, знаменитости и медийные лица собираются обычно на юбилеях, а так что же, просто премьера, будни Культуры, именно Культуры, не развлечения.
Много перепето у нас об авторском искусстве, есть авторское кино, не отягощенное смыслами, избегающее общественно значимых тем; есть авторские песни, есть авторские передачи, проекты, одним словом, автор по нынешним временам вошел в силу и в моду, то ли страсть к самовыражению одолела современников, то ли просто так удобнее, проще, приятнее, безответственнее, наконец. И все бы хорошо, да только частенько недостает именно уникальной художественной личности такому «слишком авторскому искусству». Но отдельные, редкие, очень редкие явления, конечно же, существуют.
Авторский театр Елены Камбуровой достиг уже зрелой молодости (к двадцатилетию приближается). Авторский — здесь не вывеска. Здесь все вызвано к жизни (найдено, пережито, озарено) красотой и силой артистической индивидуальности, исключительно самостоятельной творческой волей руководителя театра. В центре театра — художественная личность, певица, артистка, режиссер и литератор, и сила притяжения этой личности такова, что годами работают, нет, — отдаются творчеству вместе с ней музыканты, артисты, влюбленные в театр или в свою прекрасную Елену, сподвижники. Ее не бросают, как бы трудно ни приходилось.
Премьерный спектакль- концерт Елены Камбуровой — образное и живое воплощение художественной программы театра и подлинно авторское ее сочинение. Название спектакля, содержанием которого стало творчество Жака Бреля и Владимира Высоцкого, — «На свой необычный манер…» — в равной степени относится к артистической природе и чувству особого братства с людьми самой Елены Камбуровой. Из двадцати пяти песен, прозвучавших на русском и французском, песен разных, лирических и драматичных, даже трагических по ощущению, сложилось камерное и одновременно эпическое музыкальное представление. Тут, не откладывая, следует сказать о стилевом единстве музыкального решения Олега Синкина и деликатном изяществе постановочных средств режиссера Ивана Поповски, что не случайно, конечно, — творческое единение их художественных усилий уже многократно приносило театру успех.
На сцене трое — Елена Камбурова, пианист Олег Синкин и гитарист Вячеслав Голиков. Постановщик, без сомнения, мыслит музыкантов не просто аккомпаниаторами, но участниками действа и, пожалуй, мог бы смелее обозначить для зрителя их сценическое взаимодействие. К примеру, «Песня былых влюбленных» (J. Brel “Chanson des vieux amants”) или «He покидай меня» (J. Brel «Ne me quitte pas…») обращены к партнеру, как и «Баллада о любви» Высоцкого и некоторые другие.
Зато внутреннее взаимодействие всех троих артистов несомненно, только певица выражает свои переживания и в словах, а за музыкантов говорят инструменты. Поет ли Камбурова о «Канатоходце», о «Доме» или исполняет «Песню о Земле», и нерв, и лихость, и страх, и надежда у них общие: «Кто сказал, что Земля умерла? — / Нет, она затаилась на время». А когда есть поддержка, когда человек не один, надежда превращается в веру, и вот уже зал захватывает безграничная вера в способность человека противостоять и побеждать: «Кто сказал, что Земля не поет, / Что она замолчала навеки?»
Конечно, чтобы такое случилось — «из-под кожи струилась душа» — необходимо, по слову Окуджавы, «счастливое сочетание вокала, ума и таланта». Да, именно так: лучшие свойства таланта актрисы Елены Камбуровой, ее пронзительного ума, ее сердца, способного к сопереживанию, и дают ей право на личное высказывание, ибо только сегодняшние эмоции, угаданные художником, способны так объединять людей в зале.


«Экран и сцена»
Нинель Исмаилова, 7.04.2011

Другие