+7 (499) 246-81-75
Касса театра работает в пн-пт с 11-00 до 19-30. В сб и вс с 11-00 до 18-00 без перерыва на обед.

В два касания. "Новая газета"

В театре Камбуровой прикоснулись к песням Бреля и Высоцкого

Здесь не болтают впустую. Окружают уютом тесного фойе, милыми знаковыми мелочами на старом фортепиано со свечами и фотографиями любимых людей на давно беленных стенах: Давид Самойлов, Юлий Ким, Булат Окуджава. Старомосковский дом, где всегда рады и готовы к разговору без долгого разбега, ценя проведенное вместе время, понимая вес и эхо слов, которые будут сказаны. Если в Театре Музыки и Поэзии Елены Камбуровой премьера, надо понимать: заглавные буквы вывески будут снова до краев налиты соками чувств, токами смыслов.

Когда женщина поет песни ушедших рано мужчин, спроси — зачем? Владимир Высоцкий и Жак Брель в премьерном спектакле Камбуровой «На свой необычный манер» сведены не вдруг. Их вулканически прожитая жизнь отлилась в той искренней манере исполнения, которую невозможно повторить, но можно, если взойдешь, пережить самому и показать, как боль становится светом. Тридцать лет назад ошеломившись творчеством того и другого, Камбурова пропустила песни Высоцкого и Бреля через себя с такой открытостью, что они зазвучали как новые, потому что в какой-то степени теперь ее. Она взошла.

Камбурова наверняка знает все расхожие приемы исполнения Высоцкого и Бреля, она поняла эти приемы и сломала. Умной и тонкой аранжировкой Олега Синкина и Вячеслава Голикова, авторской композицией цепочки песен: Иван Поповски снова на своем месте в режиссуре музыкального театра. Ремарки между первыми песнями налаживают связь между русским и французским бардом: «Если песня не вызывает напряжения, трепета — это не песня, может быть, хорошая поделка». Низкие мужские голоса воплотились в бархатисто-трагическом голосе Камбуровой, который по своему всемогуществу может быть любым, и низким тоже. Неравнодушный ритмический строй выбранных песен, русская и французская речь сливаются в особенный камбуровский мелос. Спрятанная за работу мысли интонация выпевает ту понимающую и все прощающую каденцию любви, на которую способна мать. Брель и Высоцкий, кумиры актрисы, стали ей сыновьями, которых она услышала всем сердцем:"…Воспитательница говорила: «Забирайте своего звонаря». И Камбурова поет почти про себя, без нажима, при полном освещении работающей души: «Купола в России кроют чистым золотом — Чтобы чаще Господь замечал». И ты со своего места в зале всем существом чувствуешь мощь голоса и пауз, рожденную внутренним проживанием, его подлинностью.

Концерт-путешествие по миру горнему и дольнему не долог и не короток, целен: равнинная Бельгия Бреля, «Песня о земле» и «Дом» Высоцкого, «Добрый Бог» Бреля и «Эхо» Высоцкого так сплетены и спеты, что видишь важное и общее для них: романтизм как способ видеть свет в конце тоннеля. Иногда для того, чтобы человек открыл в себе, что он эту жизнь любит, что эта жизнь — дар, нужно пройти глубокое потрясение жизнью. Подвиг сострадания привел к Брелю и Высоцкому и Театр Музыки и Поэзии.

Если кому-то нужны сопоставления, вот они: сегодня Елена Антоновна Камбурова поет, как Диаманда Галас, Марианна Фейтфул и Нина Хаген вместе взятые. Кроткая сила доброты и щедрость сердца сделали ее женщиной-душой с всемогущим голосом. Понимая ответственность, Камбурова объясняет, славит, лечит и в союзники берет самых достойных.

«Новая газета»
Екатерина Васенина, 10.06.2011

Другие