+7 (499) 246-81-75
С 19 августа по 1 сентября касса будет работать ежедневно с 11-00 до 18-00 без перерыва

«Вот вам, в сотый раз, Россия. ..»

Определение жанра завораживает — «оратория-путешествие для солистов, народного хора и дворовой утвари». «Путешествие» здесь ключевое слово и для внешнего решения (вытянутая сценическая площадка с полосатыми колоннами-верстами напоминает дорогу), и для ритма, стремительного, задыхающегося. Спектакль-путь, спектакль-движение.  По времени и во времени. Два человека, две исторические личности — французский путешественник и литератор Астольф де Кюстин и русский поэт Анна Ахматова — с разницей в 100 лет размышляют и рассказывают об одной и той же стране: де Кюстин — своим трактатом «Россия в 1839 году», Ахматова — поэмой «Реквием». И взгляд их, несмотря на временной разрыв, схож.
Образ француза достался Дмитрию Куличкову, образ Ахматовой и других поэтов, чьи стихи звучат в спектакле, — Елене Камбуровой. Де Кюстин у Куличкова — любопытный, чудаковатый, временами сердитый, временами восторженный «иностранец»: сюртук со стальным отливом, остроносые ботиночки, растерянный взгляд, акцент. А с другого конца сцены на него печально, гневно и понимающе смотрит женщина в темном складчатом одеянии. Уж кому, как не ей, знать цену собственной стране. Наблюдения и выводы француза и трагические стихи сплетаются, соединяются в единое звуковое и смысловое полотно.
Еще один полноценный участник происходящего — хор. Пятеро красавцев, три девушки и двое юношей, поют народные песни — от разудалых частушек до горестных плачей. А попутно вертят в руках колесо, вопрошая друг друга, доедет ли оно до Москвы или до Казани, смущают своей активностью француза и подхватывают пение женщины в черном. В какой-то момент читающий-поющий голос Камбуровой накрывает всю сцену. Действие становится ритуалом, обрядом, гипнотизирует. Будто оживают колокольни и кремлевские стены, образы Ивана Грозного и Емельяна Пугачева…
Несмотря на легкую игровую форму, спектакль трудно смотреть. Много в нем боли, отчаяния, хотя режиссер оставляет возможность выдоха — финальной репликой Куличкова, уже сбросившего образ француза вместе с блестящим сюртуком: «А может, все- таки доедет?» Конечно, доедет.

Театральная афиша
Алиса Никольская, 26.02.2014

Другие