+7 (499) 246-81-75
Купить
билет
Пушкинская карта

«Времена года»: виртуозная игра на нервах. "Радио Свобода", М. Тимашева

Театр Елены Камбуровой — совсем маленький театр, как сама Камбурова. Он интеллигентен, как его хозяйка, и так же, как она, любит музыку и поэзию.
Камбурова никогда не была просто певицей. Каждая песня в ее исполнении превращалась в драматическую миниатюру. Все ее концерты всегда похожи на спектакли. Театр, который она создала, невелик только размером помещения. На самом деле он вмещает в себя много разного: и спектакли, и вечера (например, Юлия Кима), и музыкальные представления. Если говорить о конкретной постановке «Времена года», то она вмещает в себя музыкальный театр, театр теней, кукольный театр, театр высоких компьютерных технологий и театр пантомимы.
Совсем крошечная сцена, если над ней чуть-чуть поколдовать — как и поступил художник Константин Лебедев, — окажется весьма вместительной. Наверху, над ней, найдется даже место для небольшого ансамбля, а на самой сцене — для четырех вокалистов и множества всяких чудес. Звучит музыка Вивальди, Гайдна, Чайковского и Пьяццолы в аранжировке Олега Синкина (он известен как партнер и аккомпаниатор Елены Камбуровой). Поют Елена Веремеенко, Надежда Гулицкая, Анна Комова и Елена Пронина.
Сперва зрители не видят сцены. До поры до времени она закрыта от посторонних глаз «парусом» из туго натянутой черной ткани. Потом он упадет, но дальше — еще один занавес, белый, прозрачный. По нему «пишут» всякие прекрасные картины-видеопроекции. Но позади, как выясняется, есть еще ширма с небольшим квадратным окошком. В окошке действуют люди и куклы. А за ширмой скрывается старинный театр — конечно, в миниатюре, но с тяжелыми бордовыми складками занавеса, и с закулисьем, и с трюмом. Рабочие тянут вперед-назад листы фанеры, на которых нарисованы волны, льют сверху воду, сыплют то кленовые листья, то снег на голову актерам, а из-под сцены выплывает к ним рыбка. Разоблачена вся машинерия старого театра — смешная, примитивная, и, в то же время, ужасно уютная. Вот как оно было во время оны. Сочетание современных технологий с самыми допотопными театральными механизмами создает очень изящную и ироничную картинку.
Иван Поповски сделал очень поэтичный спектакль — без слов, но с пением. Режиссер призывает зрителей расслабиться и не пытаться связать концы с концами, не мучить себя разгадыванием, отключить головы, положиться на чувства. «Если в конце спектакля или завтра утром у вас в голове сложится история — это будет только ваша история», — так говорит режиссер. Действительно «Времена года» можно воспринимать как отдельные музыкально-визуальные сценки с настроением. Но если задуматься, сложится вполне ясная история про сотворение индустриального мира: черная ткань — небесная твердь со звездами, а потом окно с цветами, а потом — мужчина и женщина, а потом — панорама огромного города, в котором нет никаких времен года и не слышно птичьего пения, одни только серость, скрип и скрежет. И все опутано сетями-проводами, будто на улицах кто-то развесил натянутые нервы несчастных жителей мегаполисов. И музыка Пьяццолы звучит так, будто ее исполняют не на аккордеоне, а на нервных струнах или на струнных нервах.

Радио «Свобода»
Марина Тимашева, 28.08.2009